Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия
Людвиг Ван Бетховен
В музыке как, должно быть, и во всех других искусствах, стоит только стилю, характеру, одним словом, чему-то серьезному, появиться, как все прочее исчезает
Эжен Делакруа
Лютеране называют его пятым евангелистом. Конечно, это преувеличение, однако… Он хорош как раз тем, что чувствует "тусклый, чарующий запах инобытия", что в своем творчестве рассказывает о вещах, выходящих за пределы обычной человеческой чувственности. Как говорила Полина Осетинская, его даже страшно играть. Поразительно, что в жизни немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах был очень простым и скромным человеком, писал музыку для Церкви, представлял барокко, создал более 1000 произведений и…вошел в историю как величайший композитор.
Мы с сестрой были вчера в Фаэтоне, на вечере «Чашка кофе с Бахом», слушали Трехчастный концерт в живом исполнении – скрипка, гобой, клавесин... Я даже не знаю, что сказать. Любое «Мне понравилось» тут будет каким-то даже неуместным…
ДалееЕдинственное – теперь я прекрасно понимаю героя своего любимого фильма «Эквилибриум». Помните, как он прочел надпись на пластинке, как поставил иглу, как потом падал и разбивался, медленно разбивался и падал хрустальный шар… И как плакал этот большой и сильный, этот «лучший» человек… И как потом все горело, горело, горело, и каким глазами, Боже мой, какими же глазами он на это смотрел... Как Нерон на сожженный им город...
Именно вчера я поняла фразу Бетховена – «Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувства».
И в то же время эта музыка – не то искусство, которое «на разрыв аорты». Ты оттуда уходишь с ощущением «полученного», а не «отнятого». Света, а не удара под дых. Тебе словно что-то подарили от полноты. У тебя нет ощущения, что авторы просто «поиздевались над слезными железами», как кто-то сказал про фильм «Танцующая в темноте». Эта музыка, она… Не знаю, как выразиться. Она не «массаж эмоций». Про нее нельзя сказать «Сильно!» в том смысле, в каком это можно сказать, например, про знаменитый «синдром тебядефицита» Верочки Полозковой. Хотя, это тоже сильно, но иначе, понимаете, ИНАЧЕ…
Эта музыка не давит на эмоции, ни тонко, ни толсто, вообще никак. Потому что она вообще не давит. Она как-то тебя меняет. Как сказал Аристотель, «когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение». Музыкант, который играл Баха, тоже сказал нам, что музыка – процесс обоюдный, зависящий не только от того, кто играет, но и от того, кто слушает. От духовного настроя слушателя. И я абсолютно согласна с этим. И, конечно, создать такое мог только религиозный человек...