Неважно, что не получилось,
Неважно, что порознь уснули.
Неважно, что всех, кто нас любит,
Мы без труда обманули.
Неважно, что ты так же влажно,
Интимно куришь со всеми,
Неважно, что я, задыхаясь,
Стою, наблюдаю, зверею…
Д. Арбенина
Неважно, что порознь уснули.
Неважно, что всех, кто нас любит,
Мы без труда обманули.
Неважно, что ты так же влажно,
Интимно куришь со всеми,
Неважно, что я, задыхаясь,
Стою, наблюдаю, зверею…
Д. Арбенина
Друзья мои, опять у меня к Вам этический/философский вопрос.
Мы тут вчера посмотрели старую передачу «Школа Злословия», куда Татьяна Толстая и Дуня Смирнова приглашали Диану Арбенину, и что-то замкнуло у меня в голове.
Далее«Ночных Снайперов» я обожаю давно и прочно, к тому же там обсуждался процесс создания стихов, что для меня очень интересно. Однако больше всего меня впечатлила одна фраза, к творчеству имеющая отношения весьма отдаленное… Привожу контекст (их диалог) полностью:
Авдотья:
- Какое чувство вводит Вас вот в это медиумическое состояние, вызывает тот травматический синдром, который делает из Вас писателя песен? Одиночество? Несовершенство мира? И так далее? Нам интересно, какое Вы назовете.
Диана:
- Влюбленность, конечно.
- Влюбленность?
- Всегда.
- И Вы ее ощущаете как драму, трагедию?
- Нет, это… кайф. То, что делает меня счастливой. И из этого рождаются песни.
- А влюбленность для Вас это – зависимость? Привязанность? Просто чистое счастье?
- Сегодня это созерцательная красота.
- Это созерцание красоты или красота созерцания?
- Созерцательная красота.
- Так не может быть.
- Может. Это отличная фраза, Вы что!
- Но она ничего не обозначает. Кто объект, а кто субъект этого созерцания?
- Давайте не будем говорить о поэзии языком плаката.
- Но это просто грамматика, либо есть смысл, либо нет.
- Созерцательная красота - это формула, которую я придумала только сейчас, и которая определяет то, что я чувствую, когда влюбляюсь.
- Созерцание красоты? Или созерцаемая красота?
- Нет, это деепричастный оборот, это плохо само по себе. Созерцательная красота – это та, на которую ты смотришь, но на которую ты не претендуешь.
- То есть, язык мы изнасиловали к чертовой матери…
…И тут я поймала себя на мысли, что мне понравилось, как она ответила, даже при всей моей династической нелюбви к ошибкам и издевательствам над русским языком. И вообще я ей очень сочувствовала на протяжении этой передачи, ибо это все напоминало Колесование железным ломом в Древнем Риме гораздо сильнее, чем школу, а Татьяна и Дуня больше походили на палачей, чем на экзаменаторов. Как-то вот захотелось встать между ней и этими очень умными, не спорю, тетеньками, которые её, на мой взгляд, откровенно мучили, и со всей силы крикнуть: «Ребята, брейк!»
Ну да, они в чем-то правы: люди творческие, а тем более ИЛЭ, к которым относится Диана, находятся в творчестве постоянно и постоянно занимаются снятием цивилизационных запретов, т.е. то самое: «Есть скамейка – сядь на пол» имеет место быть. И пафос, и обращенный к молодежи язык плаката, и вечное огладывание на зрителя тоже, однако это у нее скорее защитная реакция, и мне кажется, они это прекрасно видели. Это просто последний защитный механизм человека, который слишком много личного выдает на публику и можно сказать исповедуется с микрофоном. Человека, который итак живет практически без инстинкта самосохранения, так чего ж еще от нее ожидать?.. И не экстравагантничала она, как они заметили… Это просто нормальное поведение человека, которому пытаются налепить штамп на его открытую рану.
Ну да, она пафосный человек и была такой с самого начала. «Я хочу тебя, слышишь, увидеть на крыше и успеть тебе крикнуть: «Давай еще поживем!» - более пафосного текста я не читала, даже все арийские Пилаты/Вампиры/Короли дороги выглядят скромнее, без такого откровенного замаха на такое полное собственничество, владение судьбой другого. Но меня это не коробит.
Однако, собственно, вернемся к самой мысли и к вопросу. К красоте, на которую смотришь, но не претендуешь. Как Вы считаете – вот может человек быть в принципе счастлив при таких условиях? Просто от того, что он видит ту самую любимую «красоту» и стоит тихонечко в сторонке - совсем не хочет ее присвоить и т.д.? И вообще, возможно ли такое в принципе, или это самообман? Я почему-то больше склоняюсь ко второму варианту… Все же будет непретендующий "стоять, наблюдать и звереть", вопрос только в том, признается ли он сам себе в этом, найдет ли смелость, или же нет. Ведь она сама в своих же текстах, которые мне лично как скальпелем по нервам, противоречит этим благородным идеям... Даже князь Мышкин хотел, чтобы Настасья Филипповна была именно с ним. А все остальные далеко не такие святые и бескорыстные люди…