Ненависть – это крайняя степень непонимания.
Сергей Федин
Болею, посему почти не выхожу из дома и смотрю кино. На этот раз - "Отвращение", датированное аж 1965 годом. Стало безумно интересно, что же еще снял Роман Полански, ставший уже одним из любимых режиссеров, хотя я пока видела только три его фильма, включая "Горькую Луну". Никогда бы не подумала, что у "Луны" и "Бала" - один и тот же режиссер, хотя это кажется донельзя логичным, ведь поднимаемая в них тема по сути, одна - виктимность.
Итак, Repulsion...
ДалееСюжет развивается медленно, его практически нет. Это атмосферное кино, "квартирный арт-хаус". Главная героиня Кэрол Леду очень красивая двадцатилетняя бельгийка, маникюрша из Лондонского салона красоты. Она живет со своей сестрой Элен в одной квартире, но в отличии от уверенной в себе Элен, Кэрол очень замкнутая, нерешительная девушка, она — интроверт и практически полностью погружена в себя. А еще она гаптофоб и страдает мизандрией - ненавидит всех мужчин. Ей дико неприятен Майкл, любовник ее сестры Элен. Неприятен настолько, что она не может видеть его зубную щетку в ванной и выбрасывает ее, не может дотронуться до его одежды, валяющейся на полу... Собственный поклонник Колин также вызывает у девушки лишь омерзение, и она жестоко игнорирует его, не являясь на назначенную встречу.
Через некоторое время, несмотря на многочисленные просьбы Кэрол остаться, Элен с любовником уезжают на две недели в отпуск в Италию, а за это время странное поведение Кэрол перерастает в настоящее психическое расстройство — у неё начинаются опасные и разрушительные для психики галлюцинации. Ей мерещатся трещины, сами собой появляющиеся в стене руки, которые тянутся, чтобы её схватить, искажается перспектива комнат квартиры… Вернувшись домой, её сестра обнаружила Кэрол без сознания, а также - два трупа, полуразложившуюся кроличью тушку в холодильнике. Тушка тут не случайна - Кэрол испытывает отвращение ко всему плотскому, в том числе и к еде).
В финале объектив наезжает на детскую фотографию Кэрол с семьей, и мы видим дикие, слишком взрослые и презрительные глаза на ангельском личике. Можно додумать, что причиной расстройства стали приставания отчима к девушке, но прямо в фильме об этом не говорится...
Знаете, мне очень повезло со средой, в которой я росла. Все так совпало, что среда гармонировала с внутренним миром... Но друзья и знакомые, да и просто случайные люди, часто смотрят на меня и задают мне вопрос - а что бы с тобой было, если бы ты росла в другой среде? Какой бы ты была, если бы вместо бабушки и мамы-преподавателей тебя окружали бы мат-перемат, грубость и правда жизни во всех ее мерзостях?.. Раньше я честно отвечала, что история не терпит сослагательного наклонения, что я не знаю ответа на этот вопрос. Или что это была бы уже не я, а другой человек, и поэтому спрашивать бессмысленно. Однако теперь я знаю ответ. Я была бы такой, как Кэрол, как героиня Катрин Денёв.
Отлично понимаю эту героиню, ее страх перед жизнью, страх одиночества, нужду в опеке, интроверсию, страх даже ненадолго отпустить от себя сестру.
Фильм был "заказан" продюссерами, он создавался как хорор, ужастик, но лично я увидела в нем просто слишком много правды, и не увидела ничего особо пугающего - видимо, потому, что психи мне вообще близки и понятны.
Намного ближе так называемых "нормальных" людей, реакция на которых у меня часто такая же, как у героини Денёв, просто я умею лучше это скрывать, а она не стесняется в средствах самовыражения.