Отпусти мне грехи, я не знаю молитв, если хочешь – стихами грехи замолю.
Но объясни – я люблю, потому что болит, или это болит, потому что люблю?
Тимур Б.
Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог
Марина Цветаева
Красота никогда не давалась легко.
Борис Гребенщиков
Но объясни – я люблю, потому что болит, или это болит, потому что люблю?
Тимур Б.
Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог
Марина Цветаева
Красота никогда не давалась легко.
Борис Гребенщиков
Странные всё-таки существа эти люди…
Они считают, что знают о любви всё. Или в самом крайнем случае, почти всё Но не в силах ответить на вопрос «Что же это такое?» собственному маленькому ребенку.
Как с этим жить и как существовать без этого. За что мы кого-то любим и, главное, ЗА ЧТО нам САМИМ это дается?...
читать дальшеОднажды в блоге одной девушки я увидела такую фразу: «Неважно, сколько мужчин было в моей жизни, важно, сколько жизни было в моих мужчинах».
Причем, фраза эта была эпиграфом к дальнейшему повествованию, девушка сделала её своим девизом, своим принципом…
Н-да, так и вспоминается песня Аквариума – «Ей было даже смешно, что он не был влюблен, она ела на завтрак, таких, как он»
А если серьезно… меня поразила эта цитата, поразило то, что люди читают эту красивую фразу, и НЕ ВИДЯТ, какой ужас они читают.
Сегодня царит лозунг «Чем больше - тем лучше!» Чем больше у человека связей, «подружек» или «дружков» - тем он считается «успешнее в личной жизни», «опытнее», грамотнее, и, (что самое дикое!)…надежнее.
Да-да, именно, надежнее. Как же, он ведь уже «нагулялся» и «перебесился» (слово-то какое!), а значит, в будущем от него можно ожидать верности, примерного поведения и надежности.
Вы спросите, почему я не согласна с этой «мудрой» мыслью?
Во-первых, даже если это и правда, сие утверждение сомнительно уже само по себе – мне кажется странным, что кому-то хочется такой «просроченной» верности второго сорта, существующей лишь потому, что на неверность уже не осталось ни сил, ни желания.
А во-вторых… очень наивно надеяться, что в дальнейшем человек откажется от этой «милой» привычки. Мой русский народ мудр, а по этому поводу в народе говорят: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Когда человек первый раз совершает что-то безнравственное – для него ломается табу, и потом восстановить его… Восстановить его, конечно, можно, но… как говорил Льюис Кэрролл, легче перевеЗти Англию, чем перевесСти «Алису в стране чудес» на русский. Вот и тут примерно то же самое.
Очень трудно солгать в первый раз.
Очень трудно изменить жене/мужу… в первый раз.
И, о ужас, даже убить кого-то очень трудно только в первый раз.
А потом совершивший что-либо из вышеперечисленного человек ждет последствий… ждет, конечно, с ужасом, не без этого.
Но, идет время, суета затягивает, а «страшное» всё не наступает и не наступает…
В конце концов, оно может так и не наступить: ложь вообще может никогда и не раскрыться. Жена может никогда и не узнать об измене. А если и узнает, то что? Ну, будет скандал, слезы, истерики, битье посуды. Но продлиться это день-два от силы, нельзя ж скандалить круглосуточно. А потом он проснется на следующее утро, и все будет точно так же, как прежде, только в нем самом нечто будет УЖЕ сломано. Но он этого почти не почувствует… и в следующий раз (а *следующий раз* почти всегда наступает), у него уже не будет страха перед неизвестным, перед этими самыми «последствиями» - он ведь уже знает, что может случиться, и что это не особо-то и страшно – он один раз уже ПЕРЕЖИЛ это. Поэтому, страха наказания из вне уже не будет…
…И человек может так никогда и не узнать, что сам наказал себя, наказал так страшно, как никто не смог бы наказать его.
У Сартра есть пьеса «За закрытыми дверьми», мне кажется, она как раз о том, что не КТО-ТО нас наказывает, а мы САМИ себя наказываем.
Человек, увы, обо всем судит по себе.
Даже о Боге.
О религиозных людях бытует мнение как о «боящихся кнута», как о тех, кто выполняет некие правила из страха быть наказанным или из желания получить пряник.
Помню, я читала историю об одной женщине. Она ходила по родной деревне с ведром воды в одной руке и с горящим факелом в другой. На вопрос о том, зачем нужны ей эти ведро и факел, она ответила: «Я хочу поджечь Рай и потушить огонь Ада. Чтобы люди любили Бога просто так, а не из страха наказания и не из расчета на награду».
Меня тогда поразила эта история…
Люди очень часто видят в Высшей силе некий карающий меч, которого надо бояться…. Герои Сартра постоянно спрашивали – а где же жаровни, когда нас начнут пытать?
Но никто их не пытал, никто не издевался над ними. Их никто пальцем не тронул.
С ними вообще ничего не сделали против их воли – когда Гарсен захотел выйти из комнаты – запертая дверь Ада открылась, его никто не держал. Но он сам не смог выйти из неё…
И тогда он в ужасе и выкрикнул эту удивительную фразу – «Ад – это Другие».
Я не совсем согласна. Раз уж так… Ад – это очень часто, мы сами.
Кто-то из священников сравнил грешника с псом, лижущим пилу и не чувствующим при этом боли.
А знаете, почему он не чувствует боли?
Да потому, что он пьянеет от вкуса собственной крови.
Мне всегда казалось, что ни одна самая строгая общественная мораль не может так навредить «свободной любви», как эта «свободная любовь» сама вредит себе, разрушает себя.
Как говорил Бердяев, разврат – это разорванность. Разорванность, несущая потерю способности соединения с другим, замкнутость на своем «я». Самоутверждение, ведущее к самоистреблению.
Помните фразу - «Не важно, сколько мужчин было в МОЕЙ жизни, важно, сколько жизни было в МОИХ мужчинах».
Я, мне, моё…
Для автора фразы мужчина – лишь эпизод в жизни. И рассуждать о нем можно лишь как о плохом или хорошем эпизоде! Как о своей эмоции, которая может быть яркой, а может быть и «дохленькой». Автор просто бравирует наличием у себя ярких эмоций
Некоторые люди любят не других, а лишь те эмоции, которые им дают эти другие.
Мне это напоминает отношение к холодильнику с продуктами – пока есть продукты, вокруг него ходят кругами, тянут к нему ручонки, облизываются и пускают слюнки, его открывают и берут, берут… а потом едят и переваривают… А как только еда кончилась – адью, кому ж нужен пустой холодильник?
Вот и люди воспринимают других людей в качестве этаких холодильников, точнее, «жарильников», в которых хранятся горячие эмоции.
Это ужасный, неправильный, кривой, разрушительный подход, ибо укрепляет человеческую личность лишь соединение с другим, но не использование другого, и не взаимное использование людей друг другом как эмоциональных катализаторов.
По сути, поклонники free love очень одиноки. И очень несчастны, что бы ни говорили об этом они сами. Ибо человеческая личность истощается от безмерных, бесконечных стремлений, не знающих границ, оформления, и… выбора.
Вдохновленная «свободной любовью» личность любит людей так же, «как огонь любит щепки». И в итоге теряет то, что ценила больше всего, за что сама так агитировала общество – теряет саму свободу.
В так называемых «свободных отношениях», на самом деле нет никакой свободы. И, разрази меня гром, нет никаких отношений
Ибо отношения могут быть только у личностей. А снятие принципа индивидуализации постепенно губит личность.
Ибо свобода – это во многом свобода выбирать, а подобная личность постепенно теряет способность к избранию, а вместе с тем и свою личностность. Ей нужны все, а значит, не нужен никто.
Сегодня люди не любят границы. Но ведь именно границы оформляют лик человека.
Мне очень нравится, как Бердяев анализирует образ Ставрогина из романа «Бесы» Достоевского: «…От безмерности своего беспредметного эротизма Ставрогин доходит до совершенного эротического бессилия, до полной неспособности любить женщину».
Достоевский подходит к этому вопросу не с моралистической, а с онтологической точки зрения, ибо так называемая «свободная любовь» - это не просто аморальное поведение, оскорбляющее нравственность почтенных граждан, нет, все далеко не так безобидно…
Это – результат утраты воли, путь наименьшего сопротивления, и, самое страшное, путь человека, не имеющего духовных сил на что-то иное.
…Любовь всегда выходит за пределы своего «я». Мне кажется, любить кого-то одного – это настоящее. А всё остальное… всё остальное – самообман.
Некоторые восхищаются образами «сильных личностей» типа Печорина, личностей, одержавших много побед над женщинами, вивших из них веревки, умеющих полностью сломать, растоптать чужую волю, чужое достоинство, как тот же Печорин растоптал волю княжны Мэри, умеющих заставить другого, до встречи с ними гордого и свободного человека, целовать им ноги и делать все, что они пожелают.
В этом видится сила, власть… Вот то-то и оно, что только видится
Я никогда не восторгалась такими людьми. Ну, подумаешь – дешевые нлп-шные приемчики манипулятора. Этим занимаются просто… просто от скуки. Или из азарта. От случая к случаю.
Настоящий подвиг – это любить кого-то одного. Изо дня в день.
Вы, наверно, все были у зубного врача, и знаете, что у стоматологов такая мода есть – наши зубки под свои коронки обтачивать. А это, между прочим, больно
Так вот, другой человек – и есть такая коронка. Только не на зубы, а на душу.
И другого человека нельзя «вырвать», когда он тебе неудобен, его надо принимать ВСЕГДА.
У Алена есть такие слова: «Мало просто принимать людей такими, какие они есть. Надо желать их такими». И именно это – настоящая любовь.
Может, я сейчас напишу банальность, но я действительно так думаю – для меня глагол «любить» прошедшего времени не имеет. То, что не вечно, временно – этим словом называться просто не имеет права.
Может быть, мои взгляды кому-то покажутся сумбурными, Вы ведь все хотите от меня логики, логики и только логики
Только вот Вы забываете, что человек сложнее чем логика его мышления.
Может быть, (хотя, не может быть, а точно! ) эти взгляды покажутся кому-то не имеющими отношения к реальной жизни.
Да, с одной стороны, я, как лидер Аквариума, всегда училась ходить так, чтобы не слишком касаться земли Но, с другой стороны… наша жизнь такая, какой мы сами ее делаем.
В самых благих побуждениях можно найти крупицу черного. Просто… Тут всё дело в пропорциях.
В заключение мне хотелось бы согласиться с Андрэ Моруа – даже самые закрытые и таинственные люди испытывают потребность поведать свои тайные мысли, только им приходится быть изобретательными – они делают это под видом общих идей, надеясь, что находятся в полнейшей безопасности за этой кружевной ширмой.
Вот и я сама, когда пишу эти строки…
P.S.Фотография сделана в Санкт-Петербургском океанариуме